Отправляемся в Трансоксиану: 11 любопытных фактов об Узбекистане


Куда-куда отправляемся? И при чем тут Узбекистан? Вот вам бонусный факт: так в средние века европейцы называли регионы средней Азии, среди которых были и Самарканд, и Бухара, и другие территории современного Узбекистана. Так что, вернувшись из экскурсионного тура по Узбекистану, вы с полным правом можете рассказывать, что побывали в Трансоксиане. Ну, а наша подборка поможет лучше понять эту удивительную и очень интересную страну.

Куда-куда отправляемся? И при чем тут Узбекистан?

1. В жарком Узбекистане есть собственная… Венеция. Так называют один из махаллей (в приблизительном толковании – жилых районов-общин) Ташкента Кейкаус. Он находится рядом с комплексом Хазрати Имам. Здесь сохранился не только дух старого Узбекистана, куда еще не проникли европейские веяния, но и кусочек старого «нетуристического» города. Почему Венеция? Потому что здесь проходит большой канал Калькауз со множеством маленьких «рукавчиков», и прямо на берегу стоят низкие домики с кирпичными и глиняными стенами – многоэтажек здесь нет. Если пойдете в Кейкаус, учтите: район жилой, люди, которые полощут белье с мостиков, занимаются обычным делом, и вряд ли обрадуются тому, что их фотографируют в упор.

2. Актуальный для любителей аутентичного шопинга. Как правило, в свободное от экскурсий время туристы стройными рядями идут на большой рынок Чорсу, самый известный и поэтому самый «огламуренный». А вот знатоки и любители настоящих восточных базаров отправляются на «блошинку» в Янгиабад, на окраину Ташкента. Здесь можно найти и купить все – от современных сувениров до двухсотлетнего медного чайника или антикварного ковра. Торговаться нужно с чувством и толком, иначе продавец не получит удовольствия от процесса и не снизит цену!

3. А за эту информацию скажут «спасибо» любители энотуризма. Вы пробовали узбекские вина? Даже не знали, что такие есть? Тогда вам нужно потратить полдня и посетить небольшой город Паркент, где расположено подавляющее большинство винодельческих хозяйств страны. Первые виноградные лозы были посажены здесь еще в советское время, и предприятия по производству вина были государственными. Сейчас винодельни в Паркенте частные. Сортов вина много, тут вам и рислинг, и александрийский мускат, и пино нуар, и саперави – все вина будут в гости к нам! Словом, рекомендуем.

Хотите в Узбекистан на Новый год? Нет ничего проще: отправляйтесь в экскурсионные туры «Новогодняя ночь в Самарканде» , «Новогодние выходные в Узбекистане», «Новогодние сокровища Тимуридов» или «Новый год в восточной сказке»!

4. Некоторые станции ташкентского метро очень красивы. Обязательно воспользуйтесь подземкой и доберитесь до «флагманской» станции «Алишер Навои», интерьер которой выглядит как роскошный дворец. Станция «Пахтакор» украшена мозаичными узорами в национальном стиле. Любопытный декор – на станции «Чилонзор». На путевых стенах в нишах расположены красочные панно с сюжетами из узбекских эпосов. Есть в Ташкенте и станция «Пушкинская», интерьер которой стилизован под убранство петербургских дворцов. Красиво оформлены также станция «Космонавтов» и «Мустакиллик Майдони» – «Площадь независимости», «Ташкент».

Куда-куда отправляемся? И при чем тут Узбекистан?-2

5. Узбекистан подарил миру необычный способ окрашивания тканей. Абровые ткани (икат) переливаются и сияют, их цвета и оттенки будто перетекают один в другой. Секрет – в особом способе окрашивания, но не самой ткани, а нитей. Их завязывают в узлы и в таком виде погружают в красильные емкости. Процедуру повторяют несколько раз, используя красители разных цветов, в результате материал, сотканный из этих нитей, имеет уникальный «облачный» узор. Кстати, техника окрашивания по-узбекски называется «абрбанди», то есть «связанное облако».

Куда-куда отправляемся? И при чем тут Узбекистан?-3

6. На экскурсии по Бухаре и комплексу Пои-Каляну вам непременно покажут символ города – гигант-минарет Калян. Он выглядит гораздо моложе своего почтенного возраста: ему уже исполнилось девятьсот лет! И стоит, как новенький, и муэдзин исправно призывает правоверных с его верхушки на молитву. Легенда гласит, что архитектор минарета долго думал, как бы возвести суперпрочное здание, и нашел решение: сделал смесь алебастра и верблюжьего молока, скрепил раствором фундамент и приступил к строительству стен лишь через два года, когда основание будущего минарета сцементировалось окончательно. В глину для стенных кирпичей тоже добавляли молоко, а еще яичный белок и… пережженую верблюжью шерсть. Видите – минарет стоит, значит, технология сработала!

7. И еще о Бухаре. Знатоки Узбекистана утверждают, что только в этом городе можно попробовать специфический бухарский каймак (бозори каймок). Вообще-то этот молочный продукт очень популярен в восточных странах. Он представляет собой очень густой молочный жир, снятый с прокипяченного и затем охлажденного молока. Но в Бухаре каймак особенный: пенки снимают с теплого молока. Пойдете завтракать в кафе – возьмите свежую лепешку с холодным каймаком и почувствуйте себя истинным бухарцем.

8. В Узбекистане готовят вегетарианскую самсу. Казалось бы, несовместимые понятия: «самса» и «вегетарианская». А вот и нет! Такую самсу из супертонкого теста можно попробовать только весной, в апреле и начале мая, и начинка у нее не традиционно мясная, а самая что ни на есть зеленая, из местной травы мадор. Готовят мадор-самсу только в Паркентском районе (в том самом, куда мы с вами ездили за вином). Узбеки уверены, что употребление богатой витаминами мадор-травы после зимы необходимо: улучшается пищеварение, появляется бодрость духа и тела. Проверим?

9. Ну хватит о еде, давайте вернемся к архитектуре. Знаете ли вы, что по своей планировке Ташкент «родственник» сразу и Москвы, и Санкт-Петербурга, а точнее, Васильевского острова? При застройке будущего города русские архитекторы взяли за основу широкие и прямые «прешпехтивы» города на Неве, а также понятную и практичную радиальную московскую структуру.

10. Да что же такое, опять про еду! Впрочем, чему удивляться: в восточной культуре еда занимает почетное место, а уж плов – особое из особых. Так вот, узбекский плов включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Разновидностей узбекского плова десятки, если не сотни, а в Ташкенте работает Среднеазиатский Центр Плова, куда стекаются желающие отведать культовое блюдо страны.

11. Чинара (платан) – дерево, имеющее особое значение для каждого узбека. Старым чинарам, растущим в Бричмулле и селе Сайроб, около тысячи лет, а чинаре в городке Ургут – тысяча с лишним. Сайробская чинара высотой 26 метров и с толстенным, могучим стволом привлекает туристов дуплом необычной формы. Оно больше похоже на овальную комнату, в которой в начале прошлого века легко размещался школьный класс из двадцати учеников, а потом располагалась библиотека. Сейчас там небольшой этнографический музей. Чинары считаются деревьями с позитивной энергетикой: на узбекских торжествах часто звучат пожелания «жить долго, как чинара».

Источник


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *