Тихая обитель женских слез
Горицы – село на берегу Шексны. Купола, колокольня, башенки, живописно обрамленные деревьями, спокойная вода, тишина, особенно по вечерам. Все дышит благодатью, и никогда не скажешь, что за этими стенами происходили отнюдь не мирные события. Недаром Горицкий Воскресенский монастырь называли обителью женских слез!
Основательница монастыря Ефросинья Старицкая, вдова дяди Ивана Грозного удельного князя Андрея Старицкого, построила каменный храм Воскресения Христова с приделом Преподобного чудотворца Кирилла Белозерского в 1544 году. Чуть позже появилась церковь Одигитрии.
Ефросинья и вся ее семья стали жертвами политических игр: княгиня тайно интриговала против тяжело заболевшего Грозного в пользу своего сына. В результате княгиню насильно постригли в монахини и отправили в Горицкий монастырь. Там же оказалась и свояченица Грозного Иулиания – жена его родного брата князя Юрия. Несмотря на все козни Ефросиньи, царь отнесся к ней лояльно: разрешил держать штат прислуги, а также выезжать в соседние обители. Этому способствовало то, что сын княгини Владимир вовсе не горел желанием свергать с престола двоюродного брата. Однако Грозный не был бы Грозным, если бы в конечном итоге не наказал «государственных преступников». А так как в его обычае было изводить опальные семейства под корень, то обвиненного в попытке отравить царя Владимира Старицкого с семейством, включая маленьких детей, заставили принять яд, а Ефросинью с Иулианией (инокинь Евдокию и Александру) просто-напросто сбросили в Шексну. Река отдала тела, и над могилами монахинь теперь стоит выстроенный в веке Троицкий собор. Говорят, что призраки княгинь-инокинь, принявших мученическую смерть, появляются в преддверии грядущих бед и предупреждают о них того, кто окажется рядом.
Стены Горицкого монастыря помнят и двух жен Ивана Грозного (из восьми) – Анну Колтовскую и Марию Нагую, мать безвременно погибшего царевича Димитрия, а также вторую жену сына Грозного Ивана – Феодосию Соловую, несчастную царевну Ксению Годунову, невесту малолетнего Петра Второго – Екатерину Долгорукую, которая, надо сказать, постриг не принимала, и еще многих представительниц известных фамилий России.
Здесь – экскурсионные туры в Вологодскую область. А это трехдневный автобусный тур «Сказка Русского Севера» с посещением Гориц.
Ну, а мы еще раз вернемся к временам Ивана Грозного и отправимся на Псковщину, в Печоры.
Легенда о Кровавом Пути
Пещеры у ручья Каменец изначально служили прибежищем монахов, которые шли с востока, спасаясь от татарских набегов, а с запада – от преследований католиков. Мало-помалу Святые Пещеры превращались в пещерный храм – теперь старейшую церковь обители, а вокруг них разрасталось строительство монастырского комплекса.
Основателями Псково-Печорского мужского монастыря считаются супруги Иоанн Шестник, священник, и его жена Мария (в монашестве Иона и Васса), и похоронены они в Святых Пещерах, но не в земле, а в стене, в нише. Почему? А вот это обстоятельство связано с удивительными делами.
Когда скончалась Васса, ее, как водится, захоронили в землю. Однако на следующий день гроб оказался на поверхности. Посчитав, что в чине погребения была допущена какая-то оплошность, обитатели Пещер повторили всю церемонию, но утром снова увидели гроб. Тогда решили выдолбить под него в стене пещеры нишу, и в этот раз никаких неожиданностей не случилось. С тех пор в земле Пещер нет ни одного захоронения в землю: все монахи, воины и другие обитатели монастырских окрестностей покоятся в пещерном некрополе. Склепы под каменными сводами дальних пещер доверху заполнены старыми гробами!
Второе удивительное обстоятельство – этот монастырь за всю историю существования никогда не закрывался: ни после Октябрьской революции, ни в лихие времена безбожия, ни во время оккупации фашистами (монахи скрывали там наших солдат), ни после Великой Отечественной. Автору этих строк впервые довелось побывать в Псково-Печорском монастыре в 1983 году, и на тот момент там жили порядка ста монахов и послушников, самому молодому было на вид не более двадцати лет.
И, наконец, история Кровавого пути – дорожки, ведущей от Никольских входных ворот к Успенскому собору обители. У этих ворот разъяренный Иван Грозный ударом меча обезглавил игумена монастыря Корнилия (к слову, автора «Повести о начале и основании Печорского монастыря»), и голова монаха покатилась, оставляя кровавый след. Царь тут же раскаялся и, схватив на руки тело игумена, понес его к собору. Поводом к такому страшному поступку послужила «несанкционированная» постройка крепостных стен вокруг обители, а причиной – подозрение, что Корнилий как-то связан с князем Курбским, которому царь не смог простить неприятия излишне жестокой внутренней политики, а также побега в Литву в разгар Ливонской войны. Грозный неоднократно приезжал в монастырь каяться и молиться о загубленном игумене. Корнилий был канонизирован в чине преподобномученика, памятник ему стоит на территории монастыря.
Выбирайте интересный экскурсионный тур по Псковской области!
Но история Псково-Печорского монастыря – скорее счастливое исключение. Судьба многих монастырей и их насельников были далеко не такими удачными. Взять хотя бы Александро-Свирскую обитель, куда приезжает огромное количество паломников и туристов, чтобы поклониться нетленным мощам святого Александра Свирского.
Обитель святого Александра
Это были дремучие леса на берегах Рощинского озера. Здесь в середине пятнадцатого века в семействе вепсов – представителей одного из языческих финно-угорских племен, родился мальчик, которого назвали Амосом. Формально вепсы были христианами, однако наряду с христианскими обрядами соблюдали и древние языческие. Но Амос тяготел к христианству, и в двадцать лет отправился на Валаам, через семь лет принял постриг под именем Александра, а чуть позже и вовсе стал отшельником, уйдя в пещеры. Вернувшись спустя десять лет в родные места, монах Александр основал обитель и стал там игуменом.
По свидетельствам современников, будущий преподобный был человеком исключительных душевных качеств, умным и скромным, искренним и сострадательным. Поэтому никто не удивился, когда во время ночных молитв ему явилась святая Троица. После этого был построен Троицкий храм. Сейчас «пустынька», где произошло чудесное событие, относится к Преображенской части комплекса Александро-Свирского монастыря, где находятся одноименные собор с мощами святого преподобного Александра и колокольня, настоятельский корпус, келейный корпус, иконная лавка, церковь и две часовни. Вторая часть, с главным собором, двумя церквями, кельями, братским кладбищем и звонницей, называется Троицкой.
Нетленные мощи преподобного – главная святыня Преображенского собора, да и всего монастыря. Удивительно, но тело святого, скончавшегося несколько сотен лет назад, не тронуто тлением. Более того, по свидетельствам тех, кто изучал мощи, кожные покровы мягкие, мышцы не затвердевшие, тело сохраняет прижизненные объемы, и самое удивительное – никаких следов бальзамирования обнаружить не удалось. Согласно легенде, тело игумна Александра пролежало в земле 108 лет и его обнаружили при постройке нового Преображенского собора. В том, что доски гроба и одежды практически истлели, а тело находится в прекрасном состоянии, монахи усмотрели чудо. Над телом Александра стали служить молебен, и оно начало мироточить. С того момента нетленные мощи покоились в серебряной раке, поставленной в Преображенском соборе.
В 1918 году обитель была разграблена специальным отрядом Олонецкой ВЧК, монахов разогнали, священников и игумена забрали в тюрьму, а позже расстреляли. В монастыре открыли исправительно-трудовые мастерские, детдом, психиатрическую лечебницу, общежитие и еще несколько учреждений. Позже в обители устроили тюрьму Свирьлага и казармы. Восстановление монастыря началось лишь в конце прошлого века, и реставрационно-ремонтные работы продолжаются до сих пор.
Мощи святого Александра должны были уничтожить, но их спасли специалисты Военно-медицинской академии, забрав его под предлогом изучения феномена. Самоотверженные врачи сохранили, а затем вернули мощи преподобного Александра в монастырь, как только это стало возможно. Сейчас рака находится там, где и должна, – в Александро-Свирском приделе пятиглавого Преображенского собора. Хотя отлично сохранилось не только тело, но и лицо, посетители собора могут видеть лишь руку и босые ноги святого, остальное закрыто черным одеянием. Фотосъемка категорически запрещена, имейте в виду.
До Александро-Свирского монастыря можно добраться поездом, затем автобусом из Москвы или Санкт-Петербурга (Лодейное Поле), либо выбрать экскурсионный тур по Карелии с заездом в поселок Свирский.
Замыкает наш экскурс один из самых известных мужских монастырей нашей страны – Троице-Сергиева Лавра.
Шесть славных веков Лавры
История обители началась в четырнадцатом веке, основана она была преподобным Сергием Радонежским, и за шесть с лишним столетий существования Лавра стала одним из неофициальных символов России. Поклониться мощам святого Сергия приезжают паломники не только со всех концов России, но и из других стран, и в здание Троицкого храма всегда стоит очередь: преподобного просят помочь в важных делах, а также просят исцеления от болезней, и он откликается.
Здесь Сергий Радонежский напутствовал и благословил на битву с Золотой Ордой князя Дмитрия Донского, а также богатырей-монахов Пересвета и Ослябю. В Лавре крестили Ивана Грозного, сюда прискакал, спасаясь от преследований сестры Софьи, юный Петр Первый. В обитель любили приезжать представители династии Романовых начиная с Алексея Михайловича. Для него даже построили четыре путевых дворца, чтобы было где остановиться и переночевать. Имя императрицы Елизаветы Петровны тоже вписано в историю дворцов и храмов на дороге, ведущей к Троице-Сергию. Уникальный колокол «Лебедь» работы Андрея Чохова, отлившего Царь-пушку, подарил монастырю царь Борис Годунов. Согласно сохранившейся на колоколе надписи, он весит 625 пудов, то есть десять с четвертью тонн. Колокол сохранился чудом – три его «собрата», вместе с которыми он составлял Большой Благовестник Лавры, были сняты и утрачены в начале тридцатых годов прошлого века. Но сейчас «великолепная четверка» восстановлена, и вы можете наслаждаться ее перезвоном, плывущим над Лаврой. Кстати, самый огромный, Царь-колокол, весит целых 72 тонны.
Свято-Троицкий каменный храм был отстроен на месте первого, деревянного примерно тридцать лет спустя после кончины святого Сергия в 1392 году, а огромный комплекс зданий возводился гораздо позже, в шестнадцатом – восемнадцатом веках. Отсюда некоторая эклектичность ансамбля, которая никоим образом не нарушает его целостность. Очень красива звонница XV века во имя сошествия Святого Духа на апостолов, Успенский собор Лавры середины XVI века очень похож на одноименный в московском Кремле, трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского украшена белокаменной резьбой выдержана в стиле московского (нарышкинского) барокко, а церковь Смоленской Богоматери – это уже барокко елизаветинское. Вот сколько разных стилей можно увидеть за один визит сюда!
В 1919 году из Лавры выселили монахов, а помещения отдали под общежития и разные учреждения, основным из которых был Историко-художественный музей. Однако после Великой Отечественной войны жизнь обители стала понемногу возрождаться: 21 апреля 1946 года в стенах Лавры спустя двадцать шесть лет вновь прошла литургия. Сейчас Лавра полностью возвращена Православной церкви.
Обитель славится не только чудесами, которые происходят у гробницы преподобного Сергия, но и таинственными подземными ходами, которые до сих пор не изучены досконально. Ходят слухи, что монахи спрятали под землей огромные богатства – чтобы они не достались лихим людям, а в некоторых летописях есть упоминания о небывалой ширине ходов – якобы по ним легко могла проехать карета, запряженная тройкой коней. Ходы использовались во времена Великой Отечественной войны.
Выбираем экскурсионные туры с посещением Сергиева Посада.
Кстати, на северо-западной стороне Успенского собора, находится усыпальница Годуновых. Согласно надписям на мраморных досках, здесь покоятся сам Годунов, его жена Мария, их сын Федор и дочь Ксения (в монашестве Ольга). Однако не все так просто с этим захоронением. Когда знаменитый антрополог Герасимов, автор метода восстановления внешности по черепу, собрался воссоздавать облик Годунова, могила была вскрыта. Там оказалась кучка костей, и ни одного черепа. Но ведь Годуновы-то действительно были похоронены именно здесь, в этом нет сомнений! Что же произошло с их останками, кому понадобилось так варварски обойтись с ними? Возможно, это было сделано после воцарения первого Романова, а может, усыпальницу разграбили в послереволюционное время. Но это уже другая история.